Для ознакомления с презентацией "ППР как способ развития МПВ" пройдите по ссылке...
Родительский клуб Лицея №1 "СОДРУЖЕСТВО"
Очередное заседание в Родительском клубе Лицея №1 "СОДРУЖЕСТВО"
Познать себя и своего ребенка, понять, как он развивается, в чем разница строения мозга взрослого и ребёнка? Вот несколько аспектов очередной презентации Психолога-педагога МАОУ Лицей №1 Рогуткиной Л.В. С презентацией можно познакомиться по ссылке ниже.
05.12.2024 г. В лицее вновь прошла встреча в родительском клубе «Содружество» на тему «Как не оказаться в ловушке наказаний?»
Уважаемые родители, в лицее вновь прошла встреча в родительском клубе «Содружество» на тему «Как не оказаться в ловушке наказаний?»
Тема очень непростая и инициирована в этот раз она была самими учениками. У нас возник спор об эффективности наказаний, об их необходимости или бесполезности и о том, что может быть альтернативой наказаниям. Сами родители часто поднимали косвенно эту тему в беседах, сетуя на то, что никакими другими способами, кроме наказаний, невозможно заставить детей выполнять их требования.
В итоге назрел вопрос, он требовал разрешения или, как минимум, обсуждения. При подготовке к встрече в клубе я провела среди детей опрос, и результаты этого опроса представила родителям. Эти детские размышления на тему наказаний, их нужности и эффективности, о том, какое наказание они считают самым недопустимым, явились настоящим открытием для родителей. В результате я предложила поговорить о том, можно ли наказывать ребенка? Что и как говорить ребенку во время наказания, не повредив тем самым его психику? Как не разрушить отношения между родителями и ребенком? Как не обидеть его? Как сделать так, чтобы ребенок понимал, почему его наказывают? А может можно обойтись без наказания? Может, есть другие способы воздействия на ребенка?
Мозговой штурм “Наказания: за и против” разделил родителей на две группы. Не смотря на это, обе группы сошлись во мнении, что цель наказания - донести что-то «ценное» до детей, «заставить» их поступать как-то по-другому. Часто из раза в раз мы говорим-говорим детям и не видим результата, и возникает желание ужесточить свое воздействие. Но может быть сказать все то же, но другими словами? И такой способ существует, это великолепная техника общения «Я высказывание». Техника "Я-высказывание" - с одной стороны очень простая, а с другой - не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Мне же кажется, и родители это подтвердили, что про нее много слышали, но как только начинали использовать, понимали как много терпения и контроля необходимо самим родителям, а их как раз не хватает.
Алгоритм "Я-высказывания"
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
Примеры «Ты - высказывание» / «Я - высказывание»
* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
* Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Жаркие споры разгорелись на тему физических наказаний. Перед родителями выступали воспитатель 4го класса Глинка Татьяна Сергеевна и советник директора по воспитанию Астахова Ирина Вячеславовна. Я очень рада тому, что мы с родителями пришли к единому мнению, которое заключается в том, что шлепки, подзатыльники, равно как и более тяжелые побои не имеют воспитательного эффекта, а лишь вселяют чувство страха. И даже если мы добиваемся хорошего поведения,
Такой способ «общения» обязательно заявит о себе в будущем. Мы часто удивляемся: почему многие дети не стремятся к успеху? Да потому, что на пути к нему неизбежно будут промахи, а ребенок с детства старается избегать неудач, так как боится наказания, а еще у него складывается модель с детства, что заставить что-то сделать можно только насилием.
Ну и немало копий было сломано при обсуждении самого распространенного способа наказания – лишения ребенка гаджетов. Здесь открылось, что порой наказание раскрывает отношения ребенка с родителями с удивительной стороны.
Наказание для ребенка – это наказание для родителя. Запретив что-то, накричав, вы снимаете с себя эмоциональное напряжение, разряжаетесь.
Лишая ребенка игр и занятий, вы тем самым сталкиваетесь с энергией ребенка, которую ему нужно куда-то направлять. Вы - первое, во что он ее направит. Если вы наказываете лишением игрушек или гаджетов, будьте готовы развлекать другими способами.
Расходились мы озадаченные. Я тем, как же верно высказывание, что родители – это всего лишь выросшие дети. Родители тем, что зачастую мало знают своих детей и им проще действовать по стереотипу, по схеме – «заслужил – будешь наказан», но самое главное все мы стали немного другими и взглянули на серьезную тему воспитания под разными углами, глазами не только родителей, но и детей, и педагогов.
В завершении, по традиции, родители получили в копилку родительской мудрости буклеты «Как не оказаться в ловушке соблазна «наказать и дело с концом»»
А я твердо решила, что наша следующая встреча будет посвящена самим родителям. Да-да! Памятуя о том, что счастливы дети лишь у счастливых родителей, мы на следующей встрече в клубе будем играть в психологическую игру по профилактике эмоционального выгорания, и наполняться ресурсами для такого нелегкого дела – воспитания детей!