25.12.2024г в нашем лицее прошла встреча в педагогической мастерской в соответствии с планом работы МКУ Центра Непрерывного Повышения Профессионального Мастерства Педагогических Работников города Тула на тему «Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков». В стены нашего уютного лицея пришли педагоги, психологи, социальные педагоги из школ и центров образования города Тулы.
Если спросить школьных работников, что самое сложное в работе - мы услышим, что это взаимодействие с родителями. Выстроить его очень важно для всех участников образовательного процесса, тем более, когда мы говорим о важности семейного воспитания, формирования семейных ценностей, традиций для скрепления семьи и качественного улучшения взаимодействия между детьми и родителями. Гости нашего лицея поделились своими находками в работе с родителями, практическими приемами для реализации такой важной роли школы.
Психолог лицея рассказала об опыте организации и работе клуба для родителей «Содружество»
Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании. Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Задача психолога показать таким мамам и папам, что поведение ребенка является реакцией на особенности их семейного взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели – заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, он будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие – демонстративные.
Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточных компетенций для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.
Однако в рамках краткосрочного психологического консультирования очень сложно это сделать. За одну – две встречи невозможно ответить на все волнующие родителей вопросы. Значит, невозможно школьному психологу оказать помощь семье и родителям? А может быть это вообще задача не школьного психолога?
Конечно же наша задача оказывать помощь всем участникам образовательного процесса, а с ребенком, особенно подростком, вообще на мой взгляд бессмысленно работать результативно, если не меняется формирующая его среда, а это и есть семья. Выходит, необходима какая-то особенная форма взаимодействия с родителями.
Как показал опыт, родительский клуб может быть отличным инструментом психолога в работе с родителями, потому что он позволяет:
1. Повысить уровень осознанности родителей. Анализ семейных ситуаций в группе помогает взглянуть на себя со стороны и лучше понимать собственные стереотипы воспитания.
2. Тренировать навыки положительного взаимодействия с детьми. Участники занятий учатся отслеживать свои чувства и переживания, осознавать действия и поступки, чтобы лучше понимать детей.
3. Сформировать умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях.
4. Родителям предоставляется возможность увидеть различные варианты решения проблемных ситуаций. Участники могут искать решение, опираясь на личный опыт и опыт других родителей.
Таким образом, работа в формате Родительского клуба повышает уровень осознанности родителей, тренирует навыки их положительного взаимодействия со своими детьми, формирует умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях.
Вы спросите, есть ли скептики. Да! И их много. Есть родители, кто ищет ответы на волнующие их вопросы. Я стараюсь им в этом помочь и рада, если мне это удается. Но есть и те, кто с отрицанием относится к «психологическим штучкам». Значит они просто не нашли свой Родительский клуб. Присмотритесь к нашему!
Приглашаем вас на новые встречи уже в новом 2025 году