МАОУ "Лицей №1"
город Тула
  • Родительский клуб Лицея №1 "СОДРУЖЕСТВО"

    В МАОУ Лицей №1 прошёл семинар на тему «Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков»

            25.12.2024г в нашем лицее прошла встреча в педагогической мастерской  в соответствии с планом работы МКУ Центра Непрерывного Повышения Профессионального Мастерства Педагогических Работников города Тула на тему «Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков». В стены нашего уютного лицея пришли педагоги, психологи, социальные педагоги из школ и центров образования города Тулы.
            Если спросить школьных работников, что самое сложное в работе - мы услышим, что это взаимодействие с родителями. Выстроить его очень важно для всех участников образовательного процесса, тем более, когда мы говорим о важности семейного воспитания, формирования семейных ценностей, традиций для скрепления семьи и качественного улучшения взаимодействия между детьми и родителями. Гости нашего лицея поделились своими находками в работе с родителями, практическими приемами для реализации такой важной роли школы.
    Психолог лицея рассказала об опыте организации и работе клуба для родителей «Содружество» 
           Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании.  Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Задача психолога показать таким мамам и папам, что поведение ребенка является реакцией на особенности их семейного взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели – заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, он будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие – демонстративные.
            Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточных компетенций для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.  
    Однако в рамках краткосрочного психологического консультирования очень сложно это сделать.  За одну – две встречи невозможно ответить на все волнующие родителей вопросы. Значит, невозможно школьному психологу оказать помощь семье и родителям? А может быть это вообще задача не школьного психолога?
             Конечно же наша задача оказывать помощь всем участникам образовательного процесса, а с ребенком, особенно подростком, вообще на мой взгляд бессмысленно работать результативно, если не меняется формирующая его среда, а это и есть семья. Выходит, необходима какая-то особенная форма взаимодействия с родителями.
    Как показал опыт, родительский клуб может быть отличным инструментом психолога в работе с родителями, потому что он позволяет:
    1. Повысить уровень осознанности родителей.  Анализ семейных ситуаций в группе помогает взглянуть на себя со стороны и лучше понимать собственные стереотипы воспитания. 
    2. Тренировать навыки положительного взаимодействия с детьми. Участники занятий учатся отслеживать свои чувства и переживания, осознавать действия и поступки, чтобы лучше понимать детей. 
    3. Сформировать умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях. 
    4. Родителям предоставляется возможность увидеть различные варианты решения проблемных ситуаций. Участники могут искать решение, опираясь на личный опыт и опыт других родителей.

           Таким образом, работа в формате Родительского клуба повышает уровень осознанности родителей, тренирует навыки их положительного взаимодействия со своими детьми, формирует умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях.
    Вы спросите, есть ли скептики. Да! И их много. Есть родители, кто ищет ответы на волнующие их вопросы. Я стараюсь им в этом помочь и рада, если мне это удается. Но есть и те, кто с отрицанием относится к «психологическим штучкам». Значит они просто не нашли свой Родительский клуб. Присмотритесь к нашему!

    Приглашаем вас на новые встречи уже в новом 2025 году

    Очередное заседание в Родительском клубе Лицея №1 "СОДРУЖЕСТВО"

    Познать себя и своего ребенка, понять, как он развивается, в чем разница строения мозга взрослого и ребёнка? Вот несколько аспектов очередной презентации Психолога-педагога МАОУ Лицей №1 Рогуткиной Л.В. С презентацией можно познакомиться по ссылке ниже.

    Для ознакомления с презентацией "ППР как способ развития МПВ" пройдите по ссылке...

    Дорогие родители, сегодня речь пойдет о волшебстве, которое совсем не является волшебством. Когда мы говорим о мышлении ребенка, мы понимаем как этот психический процесс важен для обучения в школе, как и какими способами его развивать, и очень удивляемся, что все наши усилия не дают, порой, результата. Но если понять, как работает этот процесс, то мы "простым" рисованием, сочинением сказок, танцами и играми достигнем нужных результатов буквально "волшебным способом". Стало интересно, не правда ли? Тогда приглашаю вас посмотреть мою презентацию и несколько фотографий со встречь в родительском клубе "Содружество". Уверена, вы поймете почему мудрецы говорят, что иногда мы принуждены идти тяжелым путем только потому, что не знаем легкого пути!

    05.12.2024 г. В лицее вновь прошла встреча в родительском клубе «Содружество» на тему  «Как не оказаться в ловушке наказаний?»

           Уважаемые родители, в лицее вновь прошла встреча в родительском клубе «Содружество» на тему  «Как не оказаться в ловушке наказаний?»

            Тема очень непростая и инициирована самими учениками, которые рассуждали об эффективности наказаний,  их необходимости или бесполезности и о том, что может быть альтернативой. Сами родители часто поднимали косвенно эту тему в беседах, сетуя на то, что никакими другими способами, кроме наказаний, невозможно заставить детей выполнять их требования.

            В итоге назрел вопрос, который требовал разрешения или, как минимум, обсуждения. При подготовке к встрече в клубе я провела среди детей опрос, и результаты этого опроса представила родителям. Детские размышления на тему - какое наказание они считают самым недопустимым, которые явились настоящим открытием для родителей. В результате возникли вопросы: Можно ли наказывать ребенка? Что и как говорить ребенку во время наказания, не повредив тем самым его психику? Как не разрушить отношения между родителями и ребенком? Как не обидеть его? Как сделать так, чтобы ребенок понимал, почему его наказывают? А может можно обойтись без наказания, и есть -ли другие способы воздействия на ребенка?
           Мозговой штурм “Наказания: за и против” разделил родителей на две группы. Не смотря на это, обе группы сошлись во мнении, что  цель наказания - донести что-то «ценное» до детей, «заставить» их поступать как-то по-другому. Часто мы говорим детям и не видим результата, и возникает желание ужесточить свое воздействие. Но может быть сказать все то же, но другими словами? И такой способ существует, это великолепная техника общения «Я высказывание».  Я познакомила родителей с техникой общения  "Я-высказывание", которая позволяет решить проблему наказания по-другому.
           Алгоритм "Я-высказывания" 
    1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).

    2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

    3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).

    4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

           Примеры «Ты - высказывание» / «Я - высказывание»

    * Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

    * Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

    * Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

    * Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

           Жаркие споры разгорелись на тему физических наказаний. Перед родителями выступали воспитатель 4го класса Глинка Татьяна Сергеевна и советник директора по воспитанию  Астахова Ирина Вячеславовна. Я очень рада тому, что мы с родителями пришли к единому мнению, которое заключается в том, что шлепки, подзатыльники, равно как и более тяжелые побои не имеют воспитательного эффекта, а лишь вселяют чувство страха. И даже если мы добиваемся хорошего поведения,

           Такой способ «общения» обязательно заявит о себе в будущем. Мы часто удивляемся: почему многие дети не стремятся к успеху? Да потому, что на пути к нему неизбежно будут промахи, а ребенок с детства старается избегать неудач, так как боится наказания, а еще у него складывается модель с детства, что заставить что-то сделать можно только насилием.
           Ну и немало копий было сломано при обсуждении самого распространенного способа наказания – лишения ребенка гаджетов. Здесь открылось, что порой наказание раскрывает отношения ребенка с  родителями с удивительной стороны.
           Наказание для ребенка – это наказание для родителя. Запретив что-то, накричав, вы снимаете с себя эмоциональное напряжение, разряжаетесь.
    Лишая ребенка игр и занятий, вы тем самым сталкиваетесь с энергией ребенка, которую ему нужно куда-то направлять. Вы - первое, во что он ее направит. Если вы наказываете лишением игрушек или гаджетов, будьте готовы развлекать другими способами.
           Расходились каждый чем-то  озадаченный. Я тем, как же верно высказывание, что родители – это всего лишь выросшие дети. Родители тем, что зачастую мало знают своих детей и им проще действовать по стереотипу, по схеме – «заслужил – будешь наказан», но самое главное все мы стали немного другими и взглянули на серьезную тему воспитания под разными углами, глазами не только родителей, но и детей, и педагогов.
           В завершении, по традиции, родители получили в копилку родительской мудрости буклеты «Как не оказаться в ловушке соблазна «наказать и дело с концом».
    А я твердо решила, что наша следующая встреча будет посвящена самим родителям. Да-да! Памятуя о том, что счастливы дети лишь у счастливых родителей, мы на следующей встрече в клубе будем играть в психологическую игру по профилактике эмоционального выгорания, и наполняться ресурсами для такого нелегкого дела – воспитания детей!

    Видеоотчет

    В заключении заседания все участники получили буклеты...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie